Купля продажа готового бизнеса. Сопровождение купли-продажи

Немного теории. Понятие «бизнес» с юридической и экономической точки зрения характеризуется как:

  • производственная, торговая, финансовая, хозяйственная, операционная, логистическая, посредническая и т. д. единица;
  • бизнес включает не только такие осязаемые вещи, как движимое и недвижимое имущество, технику и технологии, транспорт, услуги и службы, но и факторы, не поддающиеся формальным математическим расчетам: торговую марку, патенты, интеллектуальную собственность, деловую репутацию, совокупность поставщиков, заказчиков и конечных потребителей, место, занимаемое на рынке, активы и пассивы, инвестиционную и кредитную историю, уровень квалификации персонала, потенциал развития и т. д.

Столь сложный структурированный объект как предмет купли-продажи в силу формальных и неформальных его составляющих требует грамотного подхода.

Сделка купли-продажи бизнеса

Исходя из вышесказанного, сделка купли-продажи бизнеса по российскому законодательству представляет собой действие(я) физических или юридических лиц, имеющие целью установление контроля над бизнесом. В связи с этим заинтересованные стороны имеют право заключить договор купли-продажи бизнеса в любой форме, не противоречащей российским законам.

Несмотря на разнообразие форм таких соглашений, договор по купле-продаже бизнеса в своей основе имеет единый образец, в который обязательно включаются следующие моменты:

  1. Место, время подписания.
  2. Имена/наименование приобретающей и продающей сторон.
  3. Предмет купли-продажи (движимое/недвижимое имущество, оборудование, техника, инвентарь, транспорт, активы-пассивы, права на бренд, товарные знаки, коммерческое название или знаки обслуживания), иные исключительные права, не предусмотренные законодательством.
  4. Обязательства сторон.
  5. Срок действия договора с указанием времени его начала и окончания.
  6. Права и обязательства сторон.
  7. Порядок передачи/принятия бизнеса.
  8. Ответственность продавца и приобретателя.
  9. Сумма продажи-покупки и система расчетов.
  10. Перечень обстоятельств, ведущих к расторжению договора, регламент расторжения.
  11. Способы разрешения споров (досудебное урегулирование, судебная юрисдикция, включая юрисдикцию международных судов).
  12. Перечень непреодолимых обстоятельств (force majeure).
  13. Иные клаузулы, одобренные участниками сделки.
  14. Приложения (список).
  15. Адреса и реквизиты обеих сторон.
  16. Подписи сторон или их полномочных представителей.

Сопровождение купли-продажи бизнеса и определение цены сделки

Как видно из основных моментов, лежащих в основе оформления купли-продажи готового бизнеса, сама процедура требует усилий многих квалифицированных специалистов, способных грамотно:

  • провести инвентаризацию и оценку приобретения;
  • оценить объем товарооборота;
  • провести бухгалтерский и финансовый аудит за период трех последних лет, включая оценку всех активов и пассивов;
  • оценить риски (возможные претензии третьих сторон, налоговые риски, возможная финансовая несостоятельность покупателя или недобросовестность продающего, который может получить деньги, но не передать бизнес) и перспективы, слабые и сильные стороны приобретаемого бизнеса;
  • оценить кадровую составляющую, проверить содержание трудовых договоров и соглашений на соответствие трудовому законодательству;
  • оценить состав, объем и структуру клиентской (потребительской) сети;
  • просчитать долю рынка, занимаемую компанией или индивидуальным предпринимателем, оценить перспективы самого рынка (будет ли расти или, наоборот, – падать);
  • учесть протяженность транспортировки и логистических цепочек;
  • просчитать необходимые инвестиции для дальнейшего развития приобретенного бизнеса.

Аналитика и прогнозирование

Поскольку в нашей компании работают высокопрофессиональные специалисты по всем перечисленным областям, то мы гарантированно поможем заказчику избежать всех возможных рисков при помощи:

  • контроля учредительного пакета документов;
  • проверки всех актуальных обязательств и договоров/соглашений;
  • контроля имеющихся допусков, лицензий, разрешений и сертификатов;
  • оценки расходно-приходной документации;
  • анализа доходности товаров (услуг) и их дальнейшие рыночные перспективы;
  • предварительного налогового планирования;
  • анализа стоимости производства/объектов, про или добросовестности (due diligence) фирмы;
  • участия в процессе переговоров;
  • создания наиболее оптимальной схемы сделки (учет налоговых, административных и гражданско-правовых факторов);
  • подготовке и реализации пунктов соглашения о задатке, договора о намерениях и оформление купли-продажи бизнеса в последующем основном договоре;
  • составления порядка расчетов между сторонами;
  • квалифицированной реализации сделки, т. е. финализации процедуры подписания договора, реализации (регистрации) прав собственника и оформления окончательных расчетов.

Заключение

Выгоды сотрудничества с нашей компанией в процессе сложнейшего, трудоемкого и всегда рискованного процесса купли-продажи бизнеса очевидны:

  1. В распоряжении заказчика будут находится высококвалифицированные и дельные специалисты с огромным опытом проведения сделок подобного рода.
  2. Наши специалисты в состоянии не просто сопровождать куплю-продажу бизнеса, но и предложить и реализовать практические меры, повышающие выгодность сделки при относительно низких расходах на ее осуществление.
  3. Вовремя исправить недостатки, обнаруженные в документации, устранить недочеты и исключить неизбежные риски, связанные с передачей прав собственности.
  4. Наличие грамотного анализа и всесторонней оценки бизнеса мы помогаем разработать наиболее оптимальную стратегию и тактику проведения купли-продажи.
  5. Исключается любая утечка информации на всех стадиях заключения сделки.
  6. Заказчик оплачивает лишь конкретные услуги, касающиеся как отдельных этапов сделки, так и всего акта купли-продажи.