В нашей стране – после серьезной ревизии законодательства, предпринятой в связи с изменением общественно-политической ситуации – заложены и планомерно развиваются институты, связанные с гармоничной деятельностью субъектов правоотношений. Законодатель предусмотрел различные организационно-правовые формы, в которых гарантировано поступательное развитие, в частности, юридических лиц.

Некоммерческие организации

Наряду с субъектами ориентированными исключительно на прибыльность, допускается существование и функционирование некоммерческих организаций. Подобная форма, как явствует из названия, в качестве целей своей деятельности не имеет коммерческой составляющей. Основные цели НКО охватывают широкий спектр вопросов, например:

  • социальные;
  • благотворительные;
  • культурные;
  • образовательные;
  • политические;
  • научные;
  • управленческие;
  • спортивные и т.д.

Соответственно, виды некоммерческих организаций классифицируются по вышеперечисленным и иным целям деятельности. Правовой основой деятельности НКО является, прежде всего, Гражданский кодекс. Кроме того, вопросам создания, организационным вопросам и вопросам ликвидации (реорганизации) подобных партнерств посвящены специальные нормативные акты – ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях»; ФЗ № 129 и другие.

Организация работы, координация деятельности, строительство

Эффективность деятельности – в зависимости от направления – нередко определяется централизованным руководством. В регионах для этой цели создаются структуры, функциями которых как раз и являются координационные комплексные меры по обеспечению оптимального режима для НКО. Общее название для подобных структур – «центр развития некоммерческих организаций».

Это тот самый случай, когда известная централизация способствует существенному улучшения качества работы некоммерческой организации – фонд развития обеспечивает информационную поддержку, снабжает новыми данными. Кроме того, в крупных городах НКО подобным образом наделяются:

  • обменом полезным опытом между партнерствами;
  • конкурсной организацией взаимодействия;
  • консультациями специалистов различных направлений и пр.

Таким образом, поддержка некоммерческих организаций осуществляется в различных формах, способствует повышению эффективности деятельности в частности в Российском строительстве.

Документация

Регистрация некоммерческих организаций сопряжена с некоторыми трудностями – речь идет о подготовке пакета необходимых документов. Казалось бы, детальное ознакомление со статьей 5 одноименного Федерального Закона (№ 7 ФЗ) должно снять все вопросы – в указанной правовой норме приведено исчерпывающее перечисление документов:

  • заявление, содержащее просьбу о регистрации – с указанием анкетных данных заявителя – и необходимую контактную информацию;
  • учредительные документы НКО;
  • сведения об учредителях;
  • доказательства уплаты государственной пошлины;
  • адрес расположения органа НКО, через который осуществляется связь с ним и некоторые другие документы.

В чем же «камень преткновения»? Заинтересованные структуры нередко не отражают в предоставляемой документации специфику организационно-правовых форм создаваемого партнерства – для некоторых из них для определения правового статуса организации достаточно устава и договора, иные – предусматривают осуществление функциональных обязанностей посредством реализации положения об НКО, являющегося в данном случае правоустанавливающим документом.

Некоммерческие организации, документы которых рассматриваются уполномоченными органами, должны содержать исчерпывающую информацию, четко определяющую их статус и организационно-правовую структуру.

Отчетность

Понятие «документация», кратко описанная выше, относится к вопросу регистрации НКО. Между тем данный термин может быть применен также к вопросу отчетности. Отчетность некоммерческих организаций не менее важна, поскольку именно на ее основе можно проанализировать успешность деятельности партнерства, наметить реальные меры по качественному улучшению структуры, выработать актуальные действия по повышению эффективности.

Естественно, предоставление отчетности предполагает грамотный учет в некоммерческих организациях. С точки зрения действующего законодательства особое место в системе учета занимают поступления средств на счет НКО. Это, в основном, взносы и пожертвования со стороны членов и учредителей, производимые как в денежной, так и в иных формах. Именно такие источники формирования фонда имущества НКО называет ФЗ № 7 (статья 26).

Все вопросы, связанные с характером таких поступлений, их периодичностью и иными значимыми факторами, должны быть детально прописаны в учредительных документах.

Отчетность для территориального органа налоговой инспекции – несмотря на отсутствие коммерческой составляющей НКО – готовится на общих основаниях. Одной из особенностей налоговой отчетности в данном случае является тот факт, что контролирующий орган вправе затребовать сведения о целевом использовании полученных средств и иных активов.

Кроме того, имеет значение, признана ли организация плательщиком конкретного налога.

Следует также иметь в виду, что некоммерческая организация, по определению не извлекающая прибыль из своей деятельности, нередко является источником дохода для ее сотрудников – физических лиц. В этом случае НКО выступает в качестве налогового агента – обязана рассчитать, удержать НДФЛ у работника, перечислить определенную сумму в бюджет.

Кроме налоговой отчетности, для НКО предусмотрена также бухгалтерская отчетность – она включает одноименный баланс и отчет об использовании материальных активов. В заключение отметим, что создание и функционирование некоммерческих организаций – при всем многообразии их видов и форм – опирается на четкую регламентацию деятельности. Оптимальный режим их функционирования в ряде случаев обеспечивает государство – например, имеет место действенная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций. Такая поддержка необходима с точки зрения значимости реализации уставных обязанностей, успешное функционирование НКО способствует оздоровлению социального климата общества, т.е. объективно полезна властным структурам.