Угадай-ка. Налоговое планирование и прогнозирование

Налоги, налоги… Каждый предприниматель тяжело вздыхает при этом слове. Да и как не вздыхать, если налоговые выплаты представляют собой одну из самых больших статей расходов. Естественно, что владельцы фирм, управленцы компаний и корпораций и индивидуальные предприниматели уделяют самое пристальное внимание налоговому планированию и прогнозированию, от которого во многом зависит доходность бизнеса. Тем более что взаимоотношения с нашими налоговиками нередко напоминают детскую игру «Угадай-ка» с совсем недетскими результатами.

Поскольку налоговые выплаты по своему характеру напоминают накладные расходы, — производственные и административные издержки, транспортировка, складирование, фонд зарплаты и т. д. – увеличивающих объем неизбежных издержек и снижающих рентабельность, то оптимизация налоговых платежей непосредственно влияет на увеличение доходной части бизнеса.

Принципы налогового планирования

В основе налогового планирования лежат следующие принципы:

  1. Принцип законности. Планирование налоговых выплат должно исключать любые поползновения к уклонению от налогов, тем более что согласно первой части Налогового кодекса ответственность перед налоговыми органами является самостоятельным видом правовой ответственности со всеми вытекающими административными и уголовными последствиями.
  2. Принцип оперативности. План налоговых выплат должен быть достаточно гибким, чтобы своевременно реагировать на актуальные изменения в налоговом законодательстве, появление новых статей налогообложения, увеличение/снижение ставок по налогам и пошлинам, отмену льгот или принятие новых и т. д.
  3. Принцип оптимальности. Применение схем оптимизации налоговых выплат должно соответствовать целенаправленности бизнеса во избежание перекоса в соотношении налоги-прибыль в ту или иную сторону. Соблюдение этого принципа позволяет реально оценивать рентабельность внедрения новых технологий, реорганизации производства, переключения на выпуск новой продукции (товаров, услуг) и т. д.

Инструменты налогового планирования

Процесс глобализации экономики решающим образом повлиял на унификацию инструментов налогового планирования во всем мире, включая и Россию. Согласно нашему законодательству наиболее распространенными инструментами являются:

  • установленные государством льготы, прямо прописанные в налоговом законодательстве;
  • построение договорных отношений, с учетом оптимизации вытекающих из таких соглашений налоговых выплат;
  • установление цены сделок;
  • разграничение ставок налогов в соответствии с их видами;
  • перенесение деятельности на территории со специальным налоговым режимом, в которых действует автономная схема сниженного налогообложения;
  • реализация возможностей, заключенных в международном праве или межгосударственных соглашениях (избежание двойного налогообложения, регистрация бизнеса в национальных и международных офшорных зонах, реализация взаиморасчетов в избранной валюте и т. п.);
  • избрание наиболее подходящей для конкретного бизнеса юридической формы (ООО, ЗАО, ОАО, ИП);
  • методика бухучета по налогообложению, напр., метод перерасчета стоимости основных средств, создание резервных финансовых фондов для покрытия будущих инвестиций, издержек, взносов и т. п.

Виды и формы налогового планирования

Под налоговым планированием организации подразумеваются следующие виды и формы:

  • планирование внутри отдельного хозяйствующего субъекта (компании, фирмы, организации, предприятия и т. д.);
  • планирование внутри системной группы (корпорации, холдинги, объединения и т. п.);
  • планирование для частного бизнеса (индивидуальный, семейный, личный).

Но во всех трех видах планирования всегда преследуется одна стратегическая цель – обеспечение наиболее благоприятных условий функционирования бизнеса и достижение максимальных доходов.

Исходя из этого налоговое планирование имеет два основных вида:

  1. Корпоративное.
  2. Частное (индивидуальное) предпринимательство.

Форм же, в которых осуществляется налоговое планирование, существует три:

  • отслеживание состояния налоговых дел бизнес-единицы бухгалтерией или финансово-экономическим отделением;
  • осуществление налогового планирования и текущего контроля за обязательствами перед налоговыми органами специальным подразделением;
  • привлечение к налоговому планированию, контролю за текущими обязательствами, оформлению налоговой документации для ее представления соответствующим инстанциям сторонних специалистов.

К третьему способу чаще всего прибегают малые и средние фирмы, для которых гораздо проще и дешевле нанять специализированную фирму с опытным и высококвалифицированным персоналом, способным существенно минимизировать расходы по налогам строго в рамках законодательства.

Оптимизация налоговых обязательств:

  • предварительный анализ и аудит налоговой документации;
  • реорганизация налогового учета или введение более действенных схем бухучета;
  • перемещение (вывод) всего бизнеса или его части в зоны льготных налоговых спецрежимов;
  • активный учет как можно большего числа объективных факторов, оказывающих влияние на суммы налоговых расходов (текущая инфляция, потери от колебаний уровня ставки ЦБ и валютных курсов, взаимозачеты с бизнес-партнерами, учет дифференцирования региональных налоговых ставок, применение оптимизирующих методик финансовых расчетов и т. п.).

Но следует помнить, что на практике существует множество методик оптимизации налоговой составляющей в бизнесе. Многое, если не все, зависит от квалификации, уровня знаний и опыта сотрудников (собственных или сторонних), занимающихся этим важнейшим направлением и способных превратить госигру «Угадай-ка» в рациональный и прогнозируемый процесс.